Еврейская община потребовала от министра Васильевой разъяснить позицию по сталинизму
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Еврейская община потребовала от министра Васильевой разъяснить позицию по сталинизму Представитель ФЕОР признался, что любые попытки хорошо относиться к эпохе Сталина выглядят пугающими
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Еврейская община потребовала от министра Васильевой разъяснить позицию по сталинизму
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
 
 
 
Представитель ФЕОР признался, что любые попытки хорошо относиться к эпохе Сталина выглядят пугающими
feor.ru
 
 
 
Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин напомнил, что в ходе общественной дискуссии по поводу смены главы федерального ведомства обсуждаются цитаты из выступлений Васильевой
Global Look Press

Федерация еврейских общин России (ФЕОР) призвала нового министра образования Ольгу Васильеву дать разъяснения по поводу своего отношения к эпохе Иосифа Сталина и государственному террору.

"Я надеюсь на прояснение ситуации по этому вопросу. Думаю, очень важно для нового министра разъяснить свою позицию и не оставить места для двусмысленности, потому что это важный не только для образования России, но и вообще для будущего страны вопрос",  - сказал порталу РИА "Новости" глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин.

Он напомнил, что в ходе общественной дискуссии по поводу смены главы федерального ведомства обсуждаются цитаты из выступлений Васильевой, "которые,  будучи вырванными из контекста, не добавляют оптимизма по поводу нового министра образования".

- Валерий Соловей: "Об отставке Ливанова и новом министре Васильевой"
- Григорий Явлинский: "Образование страдает первым"

"Если действительно речь идет о разговорах об эффективности сталинского периода и о преувеличенности представлений об атмосфере террора, которая тогда была, то эти разговоры мне хорошо знакомы, потому что это стилистика разговоров отрицателей Холокоста: что якобы на самом деле Холокост кое-кто кое-где у нас порой творил, но это было не так часто, не так много и не так страшно, а поди докажи обратное. Отрицатели Холокоста обычно исходят из того, будто нет тысяч свидетелей, которые помнят не столько числа и цифры, а помнят, что происходило, то есть атмосферу террора и преследование группы людей", - пояснил Горин.

Представитель ФЕОР признался, что любые попытки хорошо относиться к эпохе Сталина выглядят пугающими. "Я считаю, что сталинский период был для России смертоносным. Был уничтожен целый класс людей, были уничтожены свободная мысль и послереволюционный энтузиазм, который заменили на страх перед террором", - напомнил он.

Борух Горин отметил, что если Ольга Васильева действительно говорила в таком контексте и опровержений не было, "то это плохой знак". Представитель иудейской общины отказался оценивать организаторские способности нового министра и степень ее понимания проблем образования.

Отметим, в настоящее время в Московском еврейском общинном центре проходит встреча около 500 раввинов из более чем 30 стран Европы. Одной из тем обсуждения является критическая ситуация с антисемитизмом в Европе.

"Мы часто становимся свидетелями недопонимания, открытой вражды и явно антисемитских выпадов. Ситуация настолько критическая, что многие проживающие в Европе евреи всерьеззадумываются об эмиграции", - сообщил в своем выступлении главный раввин России Берл Лазар.

Васильева читает лекции про патриотизм и церковную историю

Васильева - автор около сотни статей и публикаций о церкви, в том числе "Церковный сталинизм: легенды и факты", "Церковь и власть в XX веке", "Государственно-церковные отношения хрущевского периода".

Васильева работала в Институте российской истории РАН, была руководителем Центра истории религии и церкви, преподавала в Сретенской духовной семинарии под началом духовника Владимира Путина Тихона (Шевкунова), занимала должность замруководителя по общественным проектам в администрации президента.

Как утверждает газета "Коммерсант", в одной из закрытых лекций о патриотизме для единороссов Васильева ясно дала понять, что Сталин при всех недостатках - государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну. Большевизм же - это разъединение нации, разрушение государственности и национальных скреп.

За две недели до назначения Васильева выступала в Крыму с лекциями, одна из которых называлась "Формирование национальной идеи России: истоки и современность". "Новая газета" утверждает, что историк отмечала особую роль Иосифа Сталина: "4 февраля 1931 года на общесоюзной конференции работников промышленности Иосиф Виссарионович произнес слова, которые явились началом реабилитации русской истории: "В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество и мы будем отстаивать его независимость".

Сайт "Православие и мир" вернул цитаты в контексты: Васильеватакого не говорила

Восстановлению контекстов, из которых вырывались цитированные словаВасильевой, посвящена публикация на портале "Православиеи мир".

Тезис о "появлении Отечества" при Сталине, был взят из публичной лекции Васильевой, на которой, по версии"Новой газеты", говорилось: "4 февраля 1931 года на общесоюзнойконференции работников промышленности Иосиф Виссарионович произнесслова, которые явились началом реабилитации русской истории: "Впрошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергликапитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество, и мы будемотстаивать его независимость".

Из полного текста лекции следует, что это было сказано в контекстекритики школы академика Михаила Покровского, который определялпатриотизм как биологическое чувство. При Сталине, по мыслиВасильевой, произошла реабилитация понятия "патриотизм".

"Но самым поворотным моментом становится 4 февраля 1931 года, именнотогда возвращается понятие патриотизм в общественное сознание. Чтобы 4февраля 1931 года? Была Всесоюзная конференция работниковсоциалистической промышленности. Там выступает Сталин, и в своей речион произносит тезис, который становится определяющим на долгиедесятилетия: "В прошлом у нас не могло быть Отечества, - цитируюСталина, - Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас ународная - у нас есть Отечество, и мы будем отстаивать егонезависимость". Именно понимание Отечества и понимание патриотизма,его реабилитация, это 1931 год, возвращает Отечество как синонимдореволюционной России", - сказала Васильева.

Как утверждает портал, Васильева не произносила фразы "Числорепрессированных при Сталине сильно преувеличено", приписанной ей взаголовке сайта газеты "Ведомости". Она лишь опровергала данные,которые публиковал во время перестройки журнал "Огонек", а за болееточными отсылала к работам 1990-х - начала 2000-х годов доктораисторических наук, главного научного сотрудника Института российскойистории РАН Виктора Земскова и ведущего научного сотрудника того жеинститута Галины Ивановой, автора книги "История ГУЛАГа: 1918-1958".

"Меня часто спрашивают: "Если посчитать то количестворепрессированных, которое нам давал (Виталий) Коротич в "Огоньке",непонятно, кто в стране вообще остался жить и трудиться". Так вот яхочу сказать, что есть два историка - один - покойный Земсков и ГалинаИвановна Иванова, которые работают по потерям, которым доверяетисторическая общественность как наша, так и коллеги за рубежом", -говорила она.

"Речь идет о том, что в начале 1990-х годов, во время второй волныдесталинизации общественного сознания, сложилось преувеличенное, неоснованное на подсчетах, представление о количестве жертв сталинскихрепрессий. Это было связано с тем, что до конца 1980-х годов былистрого засекречены статистические данные ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД, касающиесячисленности заключенных ГУЛАГа, спецпоселенцев", - пояснила порталудоктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Галина Ульянова.

"Вопрос о количестве жертв до сих пор дискуссионный (очень трудоемкоевыявление и обработка документов), при этом, какие-то цифрытранслировались руководством страны в разные периоды, какие-тоисториками, которые были не сразу допущены к архивам. Вопрос олюдоедстве Сталина при этом является аксиомой и, насколько онпредставлен в серьезной литературе, сомнению негативные социальные иморальные последствия репрессий не подвергаются все время после ХХсъезда (1956)", - отметила она.

Наконец, в статье "Коммерсанта", где упоминалось о закрытой лекцииВасильевой для членов партии "Единая Россия", не приводилась дословнаяцитата из лекции, а пересказывался отзыв одного из слушателей: "Пословам одного из слушателей, в этой лекции она ясно дала понять, чтоСталин при всех недостатках - государственное благо, потому чтонакануне войны занялся единением нации, возродил героевдореволюционной России и занялся пропагандой русского языка илитературы, что по большому счету и позволило выиграть войну".

Напомним, что в первый день после назначения Васильевой СМИ сообщили,будто министр, отвечая на вопрос "Комсомольской правды", какие эмоцииона испытала, узнав о назначении, заявила: "В отношение эмоций -божествование, если вы понимаете. Божествование того, что ты делаешь".

Позже министр уточнила,что она сказала не "божествование", а "долженствование", а журналистее неправильно расслышал. Журналист Роман Голованов признал своюошибку и извинился, объяснив, что не понял слова из-за плохогокачества записи. Впрочем, филологи обратили внимание, что слово"долженствование" в любом случае не характеризует эмоции.

"Мне интересно, а долженствование - это эмоция? И "долженствованиетого, что ты делаешь" - это по-русски? Про то, что их вечно не такпонимают, я уж и не говорю", - заметила в Facebookдоктор филологических наук, профессор Московского государственного университета Наталья Пахсарьян.

Напомним, новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева, назначенная вместо отправленного в отставку Дмитрия Ливанова, защитила кандидатскую диссертацию по теме "Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны", которая, по ее словам, стала первой работой на эту тему в стране. В 1999 году защитила докторскую диссертацию на тему "Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948 годах".